Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы классному руководителю

Дата: 1 мая 2017 в 16:32, Обновлено 2 апреля 2021 в 05:41

                Рекомендации классным руководителям по организации мероприятий с учащимися и их родителями по Интернет-безопасности

В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно

играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием

информационно-коммуникационных технологий. Школа должна взять на себя главную

ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам

безопасности.

При определении тематики бесед по теме «Безопасный Интернет» необходимо исходить:

• из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;

• из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами

медиакультуры;

• из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования

медиаотношений;

• из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования

конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки

собственных правил медиакультуры.

Рекомендуемая тематика для организации мероприятий по Интернет-безопасности:

• нежелательная информация в Интернете, как ее избежать,

• проблемы достоверности информации в Интернете, как проверить достоверность

информации,

• социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях,

• кибермошенничества, как избежать кибермошенников,

• киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной

ситуации,

• вредоносные программы, методы борьбы с ними,

• полезные ссылки, ресурсы, сервисы в Интернете.

Темы мероприятий должны носить позитивный характер и могут звучать так:

• «Интернет среди нас»;

• «Я и мои виртуальные друзья»;

• «Интернет в моей семье»;

• «Мой Интернет»;

• «Интернет и природа»;

• «Мой социум в Интернете»;

• «Интернет и моя будущая профессия»;

• «Интернет в современной школе»;

• «Интернет и мое здоровье» и т.д.

Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков

информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении

рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные

мероприятия и т.п.

Цель мероприятий: обеспечение информационной безопасности обучающихся посредством

развития у них навыков ответственного и безопасного поведения в Интернет.

Задачи:

• информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред

здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для

распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных

последствиях распространения такой информации;

• информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой

информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем

рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

• обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования

услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от

противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-

телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного

воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в

виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического

насилия);

• профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости

(игромании, гэмблинга);

• предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием

информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе проведения мероприятий дети должны научиться делать более безопасным и полезным

свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

• критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях

Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой

коммуникации;

• отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от

безопасной;

• избегать навязывания им информации, способной причинить вред их;

• здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

• распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки

вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

• распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной

информации;

• критически относиться к информационной продукции, распространяемой в

информационно-телекоммуникационных сетях;

• анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

• применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и

контактов в сетях.

При организации мероприятий важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть

уровень их знакомства с Интернетом. Организовать проведение необходимо таким образом, чтобы

несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной

безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.

При определении содержания, форм и методики проведения мероприятия важно учитывать:

• необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и

интерактивном режиме;

• целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных

вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.

Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми.

Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти,

правоохранительных органов, общественных организаций

<font color="#0000cd">І ступень общего среднего образования</font>

В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
  • как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
  • как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-onlineОдин дневник на всю странуДеткино.

Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.

В помощь учителю:

  • Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к урокуучебное видео).
  • В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать мультфильм «Безопасный интернет», который разработала студия Mozga.

Для отбора содержания урока могут быть использованы следующие материалы:

ІІ ступень общего среднего образования

В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:

Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-onlineОдин дневник на всю странуДеткино.

Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.

В помощь учителю:

1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации или видео Безопасный интернет.

2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:

Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:

  • Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
  • Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
  • Клевета в Интернете.
  • Безопасные пароли.
  • Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
  • Доступ к чужой переписке: правда или миф?
  • Тестирования через Интернет.
  • Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
  • Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
  • Сетевые сообщества в играх.
  • Секты в Интернете.

4. Целесообразно выпустить классную газету или принять соглашение по безопасному поведению в Интернет (см. инструкции по работе с сервисом Dinky Page).

5. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

Полезные ссылки:

  • Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
  • Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для детей 11-14 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
  • Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Средние классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
  • Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
  • Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».

ІІІ ступень общего среднего образования

В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:

Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

В помощь учителю:

  • Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
  • Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в План урока 9-11 кл.
  • По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».

Полезные ссылки:

  • Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
  • Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для подростков» советы по безопасному общению и работе в режиме on-line; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
  • Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Старшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
  • Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
  • Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей»;
  • Антивирус «Лаборатория Касперского».
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.