Рекомендации классным руководителям по организации мероприятий с учащимися и их родителями по Интернет-безопасности
В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно
играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Школа должна взять на себя главную
ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам
безопасности.
При определении тематики бесед по теме «Безопасный Интернет» необходимо исходить:
• из понимания важности и значимости для каждого человека основ медиакультуры;
• из возможности в доступных игровых ситуациях знакомить обучающихся с основами
медиакультуры;
• из необходимости приобретения обучающимися первичного опыта регулирования
медиаотношений;
• из необходимости получения обучающимися знаний и навыков использования
конкретных правил и норм медиаобразования и первичного опыта разработки
собственных правил медиакультуры.
Рекомендуемая тематика для организации мероприятий по Интернет-безопасности:
• нежелательная информация в Интернете, как ее избежать,
• проблемы достоверности информации в Интернете, как проверить достоверность
информации,
• социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях,
• кибермошенничества, как избежать кибермошенников,
• киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной
ситуации,
• вредоносные программы, методы борьбы с ними,
• полезные ссылки, ресурсы, сервисы в Интернете.
Темы мероприятий должны носить позитивный характер и могут звучать так:
• «Интернет среди нас»;
• «Я и мои виртуальные друзья»;
• «Интернет в моей семье»;
• «Мой Интернет»;
• «Интернет и природа»;
• «Мой социум в Интернете»;
• «Интернет и моя будущая профессия»;
• «Интернет в современной школе»;
• «Интернет и мое здоровье» и т.д.
Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков
информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении
рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные
мероприятия и т.п.
Цель мероприятий: обеспечение информационной безопасности обучающихся посредством
развития у них навыков ответственного и безопасного поведения в Интернет.
Задачи:
• информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред
здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для
распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных
последствиях распространения такой информации;
• информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой
информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем
рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
• обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования
услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от
противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-
телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного
воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в
виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического
насилия);
• профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости
(игромании, гэмблинга);
• предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты.
В ходе проведения мероприятий дети должны научиться делать более безопасным и полезным
свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
• критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях
Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой
коммуникации;
• отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от
безопасной;
• избегать навязывания им информации, способной причинить вред их;
• здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
• распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки
вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
• распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной
информации;
• критически относиться к информационной продукции, распространяемой в
информационно-телекоммуникационных сетях;
• анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
• применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и
контактов в сетях.
При организации мероприятий важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть
уровень их знакомства с Интернетом. Организовать проведение необходимо таким образом, чтобы
несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной
безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
При определении содержания, форм и методики проведения мероприятия важно учитывать:
• необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и
интерактивном режиме;
• целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных
вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.
Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми.
Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти,
правоохранительных органов, общественных организаций
<font color="#0000cd">І ступень общего среднего образования</font>
В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
- как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-online, Один дневник на всю страну, Деткино.
Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.
В помощь учителю:
- Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к уроку, учебное видео).
- В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать мультфильм «Безопасный интернет», который разработала студия Mozga.
Для отбора содержания урока могут быть использованы следующие материалы:
- Сайт «Дети РоссииОнлайн» (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
- Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для детей 7-10 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы;
- Интерактивный курс по Интернет-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 7-10 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 7-10 лет);
- Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Дошкольники и младшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет;
- Сайт «Началка.ком», материалы по безопасному интернету (учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»);
- Учебное видео Виды мошенничества в сети Интернет
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».
ІІ ступень общего среднего образования
В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
- как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
- с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
Рекомендуется продемонстрировать возможности детских поисковых систем, а также познакомить с детскими социальными сетями: Kinder-online, Один дневник на всю страну, Деткино.
Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.
В помощь учителю:
1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации или видео Безопасный интернет.
2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:
- Для чего нужен Интернет?
- Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?
- Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
- Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
- Что такое безопасный чат?
- Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
- Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?
Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:
- Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
- Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
- Клевета в Интернете.
- Безопасные пароли.
- Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
- Доступ к чужой переписке: правда или миф?
- Тестирования через Интернет.
- Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
- Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
- Сетевые сообщества в играх.
- Секты в Интернете.
4. Целесообразно выпустить классную газету или принять соглашение по безопасному поведению в Интернет (см. инструкции по работе с сервисом Dinky Page).
5. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».
Полезные ссылки:
- Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
- Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для детей 11-14 лет» рассказы в картинках, задания и вопросы; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
- Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Средние классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».
ІІІ ступень общего среднего образования
В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:
- с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные "друзья"; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи (актуализация проблемы);
- с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015)
Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.
В помощь учителю:
- Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
- Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в План урока 9-11 кл.
- По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».
Полезные ссылки:
- Сайт интерактивного курса по Интерент-безопасности в разделе «Для учащихся» рассказы для детей 11-16 лет, а также в разделе «Тесты» (можно организовать on-line тестирование школьников 11-14 лет);
- Сайт On-ляндия. Безопасная веб-страна в разделе «Для подростков» советы по безопасному общению и работе в режиме on-line; в разделе «Для учителей» опасности в сети и поведение в сети;
- Сайт Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» в разделе «Юным пользователям» - «Старшие классы» подсказки и советы по безопасному поведению в сети Интернет, а также при использовании онлайн-игр и мобильного телефона;
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей»;
- Антивирус «Лаборатория Касперского».