СОВЕТЫ ОТ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«Дети и музыка»
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальном занятии в детском саду? Не маловато ли?
Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»?
Может ли ребёнок за это время понять, что музыка - это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?
Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Чем меньше ребёнок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его.
Мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, стены комнаты, где находится малыш, были ярких жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, и всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.
Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.
Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят слышать - будь то собеседник, природа или музыка.
Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приёмы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины и шум легковой машины. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!
Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны или маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. Можно играть, потряхивая или постукивая по коробочкам. Если кто – нибудь при этом будет петь, получится своеобразная аранжировка к песне. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки. Важно не останавливаться на достигнутом.
Так же можно использовать, подвешенные бутылочки с налитой водой. От ударов по ним издаётся своеобразный мелодический звук, меняющийся в зависимости от количества жидкости. «Стеклянные» звуки могут иллюстрировать, например, дождь или полёт эльфов, или просто снегопад.
Если ребёнок по своей инициативе охотно музицирует, поёт, танцует, делая всё это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития. Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка.Они слышат её везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Создайте хотя бы минимум условий для музыкального воспитания ребёнка дома.
Не делайте тише радио, если играет симфонический оркестр. Не выключайте телевизор, если вдруг зазвучала классическая музыка.
Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть. Как сказал русский музыкальный критик Серов: «Музыка доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она непосредственный язык души».
«Музыка начинается в семье»
Дорогие мамы и папы!
Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному - от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;
Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним;
Если вы владеете игрой на каком - либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поёт или танцует;
Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
Посещать со своим ребёнком музыкальные концерты, театры.
От природы музыкален каждый.
Природа наградила человека щедро: она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуков.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (физиологические особенности строения организма, например, органов слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдёт в качество, только для этого требуется время и терпение.
Ни в коем случае не приклеивайте вашему ребёнку ярлык «немузыкален» (это проще всего) - постарайтесь сделать всё для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.
«Начинайте с колыбели»
Многих, думаем, интересует вопрос: «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос ответим словами известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодаи: «За девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше - за девять месяцев до рождения его матери».
Многие привыкли считать, что воспитание, в том числе и музыкальное, надо начинать значительно позже. А до трёх–четырёх лет растёт здоровеньким - слава Богу. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Сегодня песня, в том числе у колыбели ребёнка, всё больше уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники, и что вообще петь малышу - «несовременно». У многих в нашей суматошной жизни голова занята другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваш сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
Вот несколько правил для правильной организации слушания музыки:
Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
Музыка не должна звучать слишком громко.
Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Следующие правила помогут при выборе музыкальных игрушек, которых сейчас выпускается огромное количество:
Музыкальные игрушки должны быть не спрятаны в шкафу, а лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.
Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
Детские музыкальные инструменты имеют большое значение в музыкальном развитии малыша, ведь они развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво
Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
В заключении можно сказать что пение, как и танцы внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.
СОВЕТЫ ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Десять советов родителям по укреплению
физического здоровья детей
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!